Программы

Программа

развития негосударственной сферы безопасности

в условиях дальнейшей интеграции в общенациональную систему обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации
до 2020 года

 

I. Общая характеристика и современное состояние
негосударственной сферы безопасности

Президент России Владимир Путин в декабре 2013 года утвердил Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации. Концепцией определяются источники угроз общественной безопасности в стране, цели, задачи, принципы и основные направления деятельности государственных органов, а также органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности на основе законодательства РФ.

Сегодня Негосударственная сфера безопасности (НСБ) объединяет частные охранные организации, детективов, производителей, поставщиков и инсталляторов технических средств безопасности, структуры экономической безопасности хозяйствующих субъектов, образовательные учреждения профессиональной подготовки, казачьи объединения, специализированные средства массовой информации, профсоюзные и НКО правоохранительной направленности, а также общественные объединения ветеранов различных силовых структур.

В настоящее время в Российской Федерации только в сфере охраны официально оказывают услуги более 24 тысяч частных охранных организаций, а статус частного охранника имеют более 650 тысяч граждан РФ. В целом, по экспертным оценкам, в негосударственной сфере безопасности, как самостоятельной отрасли экономики страны, занято до 3 млн. человек.

Изменился качественный состав сотрудников негосударственной сферы безопасности. К примеру, по состоянию на 1 января 2012 г. в Российской Федерации фактически оказывают охранные услуги 24 700 частных охранных организаций. Статус частного охранника имеют 678 600 граждан РФ. В том числе в прошлом являлись сотрудниками органов внутренних дел  96 600 человек, ВВ МВД РФ - 10 100 человек, органов безопасности – 8 400 человек, других правоохранительных органов – 7 300 человек, военнослужащих МО РФ – 37 300 человек.

Негосударственная сфера безопасности вносит значительный вклад в обеспечение общественной безопасности и охрану общественного порядка. Деятельность охранных организаций в профилактике правонарушений и обеспечении правопорядка  объективно способствует повышению уровня защищенности личности, общества и государства.

На 1 января 2012 г. заключено более 32 500 соглашений о взаимодействии частных охранных организаций  с органами внутренних дел. В соответствии с указанными соглашениями частные охранные организации взяли на себя обязательства осуществлять контроль за территорией, прилегающей к охраняемым объектам, совместное патрулирование в составе групп быстрого реагирования частных охранных организаций.

Кроме того частными охранными структурами заключено 1400 договоров с муниципальными органами на оказание содействия в обеспечении общественного порядка.

В течение 2011 г. ежесуточно в различной форме к охране общественного порядка привлекалось  82 300 частных охранников.

В системе единой дислокации органами внутренних дел учтено 200 700 объектов с постоянным нахождением сил и средств частной охраны.

В 2011 году частными охранниками задержано и передано сотрудникам полиции 233,5 тыс. правонарушителей, в том числе более 14,2 тыс. по подозрению в совершении преступлений.

Структуры негосударственной сферы безопасности ведут огромную работу по патриотическому воспитанию молодежи. Одновременно отрасль является традиционной сферой трудоустройства уволенных из правоохранительных органов и других силовых структур высококлассных специалистов, находящихся в жизненно активном возрасте, что придает негосударственной сферы безопасности особое социальное значение.

Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, негосударственная сфера безопасности во многом сохранила черты старой  системы содействия поддержанию правопорядка органами внутренних дел, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты охраной деятельности и развитие гражданского общества.

Принятый 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", носивший в то время декларативный характер о создании в стране нового вида экономической деятельности - охранной деятельности, в настоящий момент утратил свою актуальность и является фактором, тормозящим позитивное развитие негосударственной сферы безопасности. В стране произошла значительная трансформация социально-экономических основ общества. Сегодня большая  часть объектов и территорий  находится в частной собственности и, следовательно, ответственность за поддержание правопорядка и общественную безопасность, в целом,  на них несут собственники. В тоже время действующая нормативно-правовая база вносит излишние ограничения на частную охранную деятельность, с точки зрения субъектов экономической деятельности, которые не соответствуют международным нормам и стандартам.

Работа в частных охранных организациях не считается престижной среди населения страны. Заработная плата в негосударственной сферы безопасности в крупных городах и промышленно развитых регионах Российской Федерации существенно меньше среднего дохода населения в этих регионах. Несоответствие денежного довольствия объему, сложности и характеру работы является основным мотивом увольнения работников отрасли и снижения требовательности к персоналу.

Проблема поддержания правопорядка требует решения целого комплекса вопросов, связанных с организацией надлежащего взаимодействия правоохранительных органов со структурами негосударственной сферы безопасности.

На фоне роста рисков и угроз общественной безопасности в современном мире и сокращении штатной численности органов внутренних дел постоянно растет нагрузка на сотрудников негосударственной сферы безопасности.

Указанные обстоятельства обусловили необходимость подготовки целевой программы развития негосударственной сферы безопасности в  Российской Федерации в условиях дальнейшей интеграции в общенациональную систему общественной безопасности до 2020 года (далее - Программа). 

 

 

II. Общие положения, цель и задачи Программы

Программа предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития негосударственной сферы безопасности, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, направленные на обеспечение функционирования отрасли на период до 2020 года.

Основными целями Программы являются:

  • дальнейшее развитие негосударственной сферы безопасности и ее интеграция в общенациональную систему защиты общества, личности и государства от угроз общеопасного характера в интересах достижения требуемого уровня общественной безопасности в стране;
  • повышение эффективности работы структур негосударственной сферы безопасности до уровня мировых стандартов защищенности граждан и потребностей общественного развития;
  • расширение коммерческого сектора негосударственной сферы безопасности, как самостоятельной отрасли экономики страны, и, в связи  с этим, оптимизация государственных затрат на поддержание общественной безопасности на территории Российской Федерации.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • совершенствование государственной политики в области обеспечения общественной безопасности с учетом применения сил и средств негосударственной сферы безопасности;
  • качественное изменение структуры негосударственной сферы безопасности, создание новых видов учреждений и организаций, осуществляющих охранные и защитные функции;
  • изменение идеологии применения современных инновационных  технических средств защиты с усилением психолого-педагогической работы с их пользователями;
  • модернизация и оптимизация системы охраны объектов и территорий, укрепление материальной базы структур негосударственной сферы безопасности;
  • повышение эффективности управления структурами негосударственной сферы безопасности, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
  • расширение сферы применения инновационных решений в сфере негосударственной сферы безопасности;
  • внедрение современных технологий и технических средств в  работу структур негосударственной сферы безопасности;
  • разработка новых отраслевых форм и стандартов проведения образовательного процесса  на основе разработки современной нормативной документации;
  • обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников негосударственной сферы безопасности;
  • совершенствование механизмов ведомственного и общественного контроля деятельности частных охранных организаций и структур негосударственной сферы безопасности, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих задач в области обеспечения общественной безопасности, в т.ч. путем повышения уровня гласности и открытости деятельности структур НСБ;
  • развитие международного сотрудничества с негосударственными структурами безопасности иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями. 

 

III. Основные направления развития негосударственной сферы безопасности

1. Совершенствование политики в области развития негосударственной сферы безопасности

В рамках совершенствования  политики в области развития негосударственной сферы безопасности планируются следующие мероприятия:

  • совершенствование законодательства Российской Федерации направленное на определение и закрепление единой государственной политики в области развития негосударственной сферы безопасности в интересах обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации;
  • законодательное урегулирование взаимодействия структур негосударственной сферы безопасности с органами государственной власти и местного самоуправления основанного на принципах государственного – общественного и частного - общественного партнерства;
  • разработка законодательных основ для расширения рынка охранных услуг, как коммерческого сектора экономики для достижения требуемого уровня общественной безопасности при оптимальных государственных затратах;
  • модернизация структуры негосударственной сферы безопасности, создание новых видов организаций и учреждений, осуществляющих на законных основаниях охранные и защитные функции;
  • поиск и использование новых форм и методов обеспечения общественной безопасности на федеральном и региональном уровнях;
  • дифференциация содержания охранных мероприятий в зависимости от характера и степени общественной опасности предполагаемых угроз;
  • закрепление в законодательстве Российской Федерации новых форм надзора и общественного контроля эффективности деятельности правоохранительных структур;
  • подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих применение инновационных технических  средств мониторинга, контроля и защиты;
  • оптимизация отраслевой нормативной документации, отраслевых стандартов и разработка новых программ подготовки кадров;
  • дополнение системы поощрения граждан и юридических лиц, отличившихся в охране общественного порядка.

 

2. Развитие негосударственной сферы безопасности как самостоятельной отрасли экономики страны

Развитие негосударственной сферы безопасности как самостоятельной отрасли экономики страны предусматривает:

  • повышение ликвидности частных охранных организаций на основе модернизации экономическо-правовых механизмов функционирования негосударственной сферы безопасности;
  • рационализация политики в области регулирования деятельности частных охранных организаций, предполагающей естественное укрупнение и количественное сокращение охранных структур к 2020 году;
  • исключение из охранного законодательства норм, препятствующих частным охранным организациям оказывать, в соответствии с нормами международного права и требованиями Всемирной торговой организации, охранные услуги за пределами территории Российской Федерации;
  • исключение из охранного законодательства норм, ограничивающих организационно-правовые формы создания частных охранных организаций и запрещающих частным охранным организациям вести иную хозяйственную деятельность, кроме охранной;
  •  установление единых критериев, основанных на принципах рыночной экономики, для включения объектов охраны в перечень подлежащих государственной охране, ограничить этот перечень охраной должностных лиц, объектов и имущества, имеющих особо важное значение для обеспечения безопасности государства;
  • конкретизацию перечня охранных услуг в соответствии с конституционным подходом к охране жизни и здоровья личности и правомерной защите всех видов собственности;
  •  конкретизацию прав частных детективов при осуществлении сыскной деятельности;
  • создание для частных охранных организаций равных с другими субъектами охраны, осуществляющими охранную деятельность на коммерческой основе, конкурентных условий;
  • предоставление частному охраннику равных с другими участниками рынка охранных услуг прав и обязанностей;
  • приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации, трудовым, налоговым законодательством практики привлечения частных охранников к оказанию содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка за рамками выполнения ими трудовой функции;
  • развитие системы саморегулирования в рамках НСБ;
  • четкое разграничение статуса руководителя частной охранной организации и частного охранника.


3. Повышение эффективности управления и взаимодействия структур

негосударственной сферы безопасности с органами исполнительной власти и местного самоуправления

Повышение эффективности управления и взаимодействия негосударственной сферы безопасности с органами исполнительной власти и местного самоуправления с использованием инновационных разработок и научного потенциала включают в себя:

  • совершенствование ведомственного и общественного контроля, создание и использование  системы непрерывного мониторинга и оценки деятельности организаций и учреждений негосударственной сферы безопасности;
  • интеграция автоматизированных систем уполномоченных структур негосударственной сферы безопасности с автоматизированными информационными системами правоохранительных органов, внедрение в деятельность структур НСБ электронного делопроизводства и взаимодействия с органами исполнительной власти;
  • совершенствование инфраструктуры информационно-телекоммуникационного и других видов обеспечения функционирования структур негосударственной сферы безопасности, развитие системы передачи и обработки данных, систем информационной безопасности и защиты информации;
  • обеспечение уполномоченных пользователей информационными ресурсами негосударственной сферы безопасности возможности доступа к сетям связи общего пользования, сетям соответствующих и находящихся на взаимодействии органов исполнительной власти и местного самоуправления;
  • интеграция средств связи и передачи данных уполномоченных структур негосударственной сферы безопасности с телекоммуникационными инфраструктурами органов исполнительной власти и правоохранительных органов с учетом проблем труднодоступных районов России;
  • предоставление работникам негосударственной сферы безопасности технической возможности использования широкого спектра телекоммуникационных услуг, в том числе средств видеоконференцсвязи, электронной почты и др.;
  • дальнейшее развитие комплексов информационного взаимодействия  и отраслевой связи в целях обеспечения информационной безопасности структур негосударственной сферы безопасности, участие в создании и развитии межведомственных сетей передачи информации, в том числе закрытой (конфиденциальной), по вопросам осуществления правоохранительной деятельности;
  • активное использование научного потенциала отраслевых образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, обеспечение приоритетности диссертационных исследований, направленных на научный анализ актуальных проблем практической деятельности негосударственной сферы безопасности, повышение требований к контролю качества образования;
  • проведение научных исследований, соответствующих современному уровню развития негосударственных структур безопасности иностранных государств, на базе лабораторий, научных центров и других подразделений, сформированных по предусмотренным Концепцией направлениям развития негосударственной сферы безопасности. 

 

4. Реформирование организаций и учреждений негосударственной сферы безопасности, совершенствование их организационно – правового и

структурного построения

Реформирование  организаций и учреждений негосударственной сферы безопасности предполагает:

  • совершенствование нормативно-правовой системы обеспечения и осуществления деятельности частных охранных организаций и структур негосударственной сферы безопасности посредством оптимизации процессов выдачи разрешительно-лицензионной документации;
  • развитие материально-технической базы оснащенности структур негосударственной сферы безопасности и повышение уровня социальной защищенности работников отрасли;
  • создание правовых и организационных условий для модернизации существующей системы взаимодействия органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений негосударственной сферы безопасности;
  • разработку основанных на международных стандартах моделей построения систем обеспечения безопасности, поддержания правопорядка и защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • оптимизация, с учетом требований рынка, видов  учреждений и организаций негосударственной сферы безопасности;
  • разработку, отвечающих требованиям международных  стандартов в области обеспечения общественной безопасности, стратегий, технической документации и финансово-экономических обоснований деятельности сил и средств негосударственной сферы безопасности при осуществлении своей профессиональной деятельности на подконтрольных объектах и территориях и при участии в общественно значимых мероприятиях.

 

5. Обеспечение международных стандартов охранной  деятельности

структурами негосударственной сферы безопасности

Обеспечение международных стандартов охранной  деятельности структурами негосударственной сферы безопасности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию предполагает:

  • разработку и осуществление соответствующих международным стандартам мер по обеспечению безопасности зданий, организации наблюдения и контроля по внешнему и внутреннему периметру охраняемых территорий;
  • установление соответствующего международным стандартам пропускного режима недопущения несанкционированного доступа к сооружениям, транспортным средствам, погрузочным докам и зонам размещения груза;
  • разработку соответствующих международным стандартам режима программ и мер безопасности, призванных повысить защищенность методов работы деловых партнеров, связанных с транспортировкой, погрузкой, разгрузкой и хранением груза в безопасной цепи поставок товаров;
  • разработку соответствующего международным стандартам режима допуска и контроля выдачи и надлежащей проверки идентификационных знаков принадлежности к охранным структурам, а также других устройств доступа, включая ключи, карточки доступа и другие устройства, которые обеспечивают беспрепятственный доступ к имуществу и активам компаний;
  • защиту важных для внешнеэкономических операций данных, защищенных с помощью необходимых автоматических систем резервного копирования, закрытых паролем индивидуальных учетных записей, а также соответствующую подготовку сотрудников в области безопасности информационных систем и защиту от несанкционированного доступа к информации или ее недобросовестному использованию;
  • разработку соответствующих международным стандартам программ кадровой безопасности, которые должны включать проверку сотрудников и вероятных сотрудников в той мере, в какой это необходимо и допустимо национальным законодательством;
  • применение соответствующего международным стандартам процедур обеспечивающих, чтобы информация, используемая для обработки грузов, как электронная, так и рукописная, была разборчивой, своевременной, точной и защищенной от изменений, утрат или введения ошибочных данных и использовалась исключительно в служебных целях;
  • организацию специальной подготовки персонала соответствующей международным стандартам, обеспечивающий целостность груза, распознавание, с определенной вероятностью,  внутренних угроз безопасности и защищенности средств доступа.

 

 


6. Совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества.

Создание условий для осуществления общественного контроля

Совершенствование сотрудничества негосударственной сферы безопасности с институтами гражданского общества и осуществления контроля  деятельности структур негосударственной сферы безопасности представляет собой:

  • обеспечение прозрачности негосударственной сферы безопасности на основе широкого привлечения институтов гражданского общества, общественного контроля деятельности частных охранных организаций, сотрудничества со средствами массовой информации, изучения общественного мнения о работе структур негосударственной сферы безопасности, а также разъяснения имеющих публичное значение аспектов деятельности отрасли, прав и обязанностей ее работников;
  • взаимодействие с представителями средств массовой информации в вопросах освещения мер, направленных на обеспечение поддержания требуемого уровня общественной безопасности, повышения престижности службы и работы в структурах негосударственной сферы безопасности, противодействия дискредитации ее деятельности.
  • содействие формированию в обществе позитивного и уважительного отношения к труду работников негосударственной сферы безопасности и их роли в обеспечении общественной безопасности;
  • расширение практики размещения актуальной информации на официальных интернет-сайтах негосударственной сферы безопасности, а также крупных информационных агентств;
  • повышение роли координационных советов негосударственной сферы безопасности, как на федеральном, так  и  региональном (территориальном) уровнях в организации взаимодействия государственных органов исполнительной власти с институтами гражданского общества;
  • активное включение в воспитательный процесс по поддержанию требуемого уровня правопорядка деятелей культуры и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных движений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке;
  • содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, направленных на создание дополнительных стимулов к участию в охране общественного порядка, в том числе  за счет участия общественности в устройстве судьбы работников НСБ, пострадавших при исполнении служебных обязанностей;
  • привлечение общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности работников негосударственной сферы безопасности и граждан Российской Федерации в целом;
  • использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании работников негосударственной сферы безопасности, а также для социальной адаптации сотрудников отрасли пострадавших при исполнении служебного долга;
  • развитие благотворительности и попечительства.

 

7. Кадровое обеспечение негосударственной сферы безопасности и

социальный статус работников

В рамках кадрового обеспечения негосударственной сферы безопасности предполагается:

  • определение нормативов штатной численности работников частных охранных организаций на основе принятых нормативно-правовых актов Российской Федерации и международных практик, установление оптимальной нагрузки на работников негосударственной сферы безопасности;
  • выработка требований к служебному поведению работников негосударственной сферы безопасности, создание правовых и организационных условий для их соблюдения;
  • разработка профессиональных стандартов и принятие мер, основанных на единой системе обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предупреждение нарушений, злоупотреблений и коррупции;
  • проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников негосударственной сферы безопасности;
  • подготовка высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования  на бакалавриат как основной уровень профессионального образования;
  • повышение качества образовательных программ дополнительного профессионального образования работников негосударственной сферы безопасности;
  • реализация политики оптимизации штатной численности работников частных охранных организаций за счет использования в работе инновационных технологий;
  • обеспечение высокого социального статуса и престижа труда работника негосударственной сферы безопасности, законодательное определение системы социальных гарантий, в том числе содействие в выделении жилья, развитие сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации, психологической перегрузки и организации семейного отдыха работников отрасли;
  • широкое применение практики материального и морального стимулирования работников негосударственной сферы безопасности, дальнейшее развитие системы мер поощрения;
  • повышение качества исполнения служебных обязанностей и условий труда работников негосударственной сферы безопасности, соответствующих характеру работы и уровню условий труда работников охранных организаций и учреждений развитых европейских государств;
  • разработка и реализация комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности исполнения служебных обязанностей и создание рабочих мест, оснащенных современными техническими и телекоммуникационными средствами управления процессами охраны и режима;
  • подготовка работников негосударственной сферы безопасности, владеющих новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан, в том числе навыками работы с новыми телекоммуникационными системами и полиграфом;
  • совершенствование специальной подготовки работников негосударственной сферы безопасности за счет максимального приближения содержания программ обучения к реальным условиям служебной деятельности, улучшения методического обеспечения и условий проведения занятий, развитие и популяризация видов спорта, имеющих служебно-прикладную направленность.



8. Развитие международного сотрудничества с негосударственными структурами безопасности иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями

Расширение контактов с негосударственными структурами безопасности иностранных государств, международными неправительственными организациями, научно-исследовательскими, образовательными и научными центрами предполагает:

  • развитие международного сотрудничества, изучение и распространение зарубежного опыта в области участия структур негосударственной безопасности в обеспечение общественной безопасности, проведение научных исследований на основе реализации международных проектов;
  • участие в работе международных научных и практических конференций, других форумов по проблемам негосударственной сферы безопасности, внедрение в деятельность системы международных стандартов;
  • прохождение совместных стажировок, обучение персонала передовым иностранным формам и методам работы.


IV. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Программ призвана на период до 2020 года обеспечить основу дальнейшего развития негосударственной сферы безопасности, ее интеграции в общенациональную систему обеспечения общественной безопасности, приближения ее деятельности к международным стандартам и потребностям общественного развития.

Реализация Программы приведет в 2020 году к укреплению и расширению сферы деятельности негосударственной сферы безопасности в интересах обеспечения общественной безопасности на территории Российской Федерации, созданию условий, исключающих распространение в обществе криминальной субкультуры и разработки адекватных мер противодействия современным угрозам.

Ожидаемым результатом реализации Концепции является повышение эффективности деятельности негосударственной сферы безопасности, направленной на достижение требуемого современным развитием цивилизации уровня общественной безопасности и минимизацию негативных социальных последствий, связанных с угрозами отмеченными в «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации».

V. Этапы реализации Программы

На первом этапе реализации Концепции (2013 - 2015 годы) предусматривается:

  • утверждение плана мероприятий по реализации Программы;
  • разработка проектов нормативно-правовых актов, направленных на реализацию положений Программы;
  • разработка федеральных и региональных целевых программ по основным направлениям реализации Программы;
  • выработка новых механизмов содействия сил и средств негосударственной сферы безопасности деятельности правоохранительным органам, разработка новых подходов к применению сил и средств негосударственной сферы безопасности в рамках реализации Концепции общественной безопасности в Российской Федерации;
  • формирование организационной структуры негосударственной сферы безопасности, направленной на достижение единого и соответствующего государственным нормативам уровня обеспечения общественной безопасности, проработка вопроса о предоставлении сотрудникам негосударственной сферы безопасности социальных гарантий.

На втором этапе реализации Программы (2015 - 2016 годы) предусматривается:

  • расширение коммерческой составляющей негосударственной сферы безопасности, как неотъемлемого компонента системы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации и, одновременно, самостоятельной отрасли экономики страны в интересах оптимизация государственных затрат на поддержание требуемого уровня правопорядка;
  • анализ проведенной работы и (при необходимости) корректировка мероприятий, предусмотренных Программой.

На третьем этапе реализации Программы (2017 - 2020 годы) будут завершены плановые и программные мероприятия по основным направлениям деятельности негосударственной сферы безопасности, предусмотренные Программой. Намечается разработка документа по планированию развития негосударственной сферы безопасности на последующие годы.


VI. Финансовое обеспечение

Финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, предполагается осуществлять за счет частных инвестиций в негосударственную сферу безопасности.